Хронология введения ограничительных мер в Коронавирус

Хронология введения ограничительных мер в Коронавирус

Эпицентром развития событий стала Москва и остается им до сих пор.

05.03.2020 Мэром Москвы был издан указ №12-УМ «О введении мер повышенной готовности», которым многим компаниям предписано было закрыться (рестораны, салоны красоты, бани…). Были также запрещены массовые мероприятия.

12.03.2020 Губернатором Московской области было принято постановление № 108-ПГ на аналогичную тематику.

Указом от 25.03.2020  №206 Президент РФ  Путин В.В. объявил нерабочими днями  период с 30.03.2020 г. по 03.04.2020 г.

В Указе был дан перечень организаций, которые могут продолжать свою деятельность, в том числе было указано, что продолжают работать непрерывно действующие организации и организации, выполняющие неотложные работы в условиях чрезвычайных обстоятельств, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия населения.

Многие организации забили тревогу, т.к. стало неясно к какой категории они могут быть отнесены и всем было понятно, что нерабочие дни вероятней всего будут продлены, что приведет к простою и потенциально к банкротству компании.

Началась полная неразбериха в субъектах РФ. Каждый субъект начал вводить свои правила.

Самым первым разъяснительным актом было информационное письмо Заместителя Мэра Москвы в Правительстве РФ Бочкарева А.Ю. от 26.03.2020 г. №25-11-1674/7-11. Было дано обоснование того, что строительные компании в силу  производственно-технологических условий  деятельности относиться к непрерывно действующим компаниям.

Разумеется, что не все строительные компании относятся к непрерывно действующим организациям. Одно дело, когда компания льет бетон, другое дело, когда компания, например, производит монтаж оборудования.

Как мне кажется, информационное  письмо от 26.03.2020 стало палочкой выручалочкой для многих компаний и на его основе стало регулироваться деятельность не только строительных компаний и не только в г. Москве.

Письмо незамедлительно оказалось на сайте НОССТРОЯ, его начали использовать при издании своих актов многие регионы. Но каждый по-разному.

Также можно упомянуть письма Минтруда от 26.03.2020 г. №14-4/10/П-2696 и от 27.03.2020 №14-4/10/П-2741. Минтруд выражал  свое мнение, какие компании должны работать. По составу работающих строительных компаний оно разнилось с подходом, установленным информационным письмом Заместителя Мэра Москвы в Правительстве РФ Бочкарева А.Ю. от 26.03.2020 г. №25-11-1674/7-11.

В  Пермском Крае подошли более избирательно. Письмом Минстроя Пермского края от 01.04.2020 г.  был создан специальный реестр строительных компаний и производилась проверка, относиться ли компания к непрерывно действующим либо нет.

Указом от 02.04.2020 №239 Президент РФ  продлил нерабочие дни до 30.04.2020 г.  Почти у всех стал вопрос «дяденька, а деньги, дяденька…»

Сейчас во многих отраслях происходит постепенное ослабление ограничений.

В каждом регионе нет единого подхода к вводимым мерам повышенной готовности. В каких-то регионах есть перечни компаний, которые могут работать, но везде перечни различны.

Очевидно, что вводимые меры на уровне субъектов Федерации были вынужденные, но вызывали вопросы с точки зрения не только целесообразности, но и правовой обоснованности. 

В частности, обсуждался вопрос полномочен ли глава субъекта РФ ограничивать права граждан в условиях объявления режима повышенной готовности.

Мэр Москвы, а затем иные регионы, вводя ограничительные меры,  вероятно руководствовались,  полномочием,  установленным  подп.м п.1 ст.11   Федеральный закон от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – «Федеральный закон №68-ФЗ») в соответствии с которым органы государственной власти субъектов РФ

«принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

Однако, по мнению автора, действительно на уровне субъектов РФ нельзя было вводить режим повышенной готовности из-за угрозы распространения коронавируса, т.к. на момент издания актов «распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих» не относилось к чрезвычайной ситуации».

В последующем данный пробел был устранен Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ, которым были внесены поправки в Федеральный закон №68-ФЗ (вступил в силу 01.04.2020 г.).

Теперь все вопросы обоснованности мер, как кажется автору,  сняты.

К чрезвычайным ситуациям стало относиться «распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих» посредством внесения дополнений в число ситуаций признаваемых чрезвычайными перечисленных в ст.1 ФЗ №68-ФЗ.

В обязанности граждан и организаций включили обязанность выполнять установленные в ФЗ №68-ФЗ  правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Согласно ст.55 Конституции РФ ( на которую мы так все любим, ссылаться,  не читая её), «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.»

Угроза ЧС явное основание ограничить права и свободы гражданина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх
%d такие блоггеры, как: